Четверг, 12.12.2024, 05:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Русский язык [2]
Статьи по русскому языку
Литература [1]
Статьи по литературе
Разное [1]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Елены Щербининой

Каталог статей

Главная » Статьи » Разное

Сопоставительный анализ на уроках литературного краеведения
Сопоставительный анализ на уроках литературного краеведения.

Литературное краеведение последние годы стало неотъемлемой частью учебного процесса, и произведения местных авторов нашли свое место среди изучаемых школьной программой текстов. Несомненно, это хороший признак, так как дети должны помнить, что Родина-это не только данное при рождении, но и окружающее человека, находящееся рядом, а также понимать, что российская культура - это не созданное в Москве и Санкт-Петербурге, но рожденное на территории всей страны.
Однако при проведении уроков литературного краеведения возникает одна сложность: трудно объяснить детям, зачем нужно знакомиться с произведениями авторов, живущих рядом. Эта проблема обусловлена тем, что пути немалого количества известных людей пролегли по всей стране, вследствие чего возникает искушение (особенно из-за нехватки времени при изучении программа) остановиться на теме, рассказывающей о пребывании автора в каком-либо месте, городе, области и т.п. Например, в Ставропольском крае, о литературе которого речь пойдет ниже, за последние две сотни лет с разными целями бывали и художники, и литераторы с мировым именем, то есть, общество, посетившее Кавказские Минеральные воды по известности не сильно уступало Москве и Санкт-Петербургу.
Не так страшно, если вопрос: зачем говорить о "малом", когда так много "серьезных" тем, - задает ученик. Ребенку можно объяснить, заинтересовать его, заставить выучить, наконец. Хуже, если подобная мысль появляется в голове учителя. В этом случае спасают уроки, на которых можно провести параллели между произведениями, темами, мотивами, образами общеизвестных и местных авторов, поскольку классическая литература описывает общие процессы, рисует типичные для всей России картины жизни, а авторы регионов тоже самое рассматривают более узко, привязывают к той местности, где живут.
Конечно, могут возникнуть сомнения в правильности сопоставления произведений разного уровня, ведь сколько раз повторялось многими педагогами о некорректности подобного вида работы, к тому же это дополнительная нагрузка на детей, объемы-то большинства изучаемых произведений большие. Во многом эти утверждения верны, но есть же тексты, где параллели настолько очевидны, что их замечают даже неподготовленные ученики. Возьмем, к примеру, ситуацию, когда для сравнения берутся крупные литературные формы, такие, как "Тихий Дон" М. Шолохова и "Молоко волчицы" А. Губина. Естественно, начинаем с разбора романа М. А. Шолохова (времени на его изучение отведено больше), а завершаем разговор о судьбе казачества в переломный, роковой для него период истории уроками по творчеству А. Т. Губина. Знакомясь с "Молоком волчицы", выделяем черты, общие для двух произведений:
1. Временные рамки (1912-1922 и в "Тихом Доне" - 1911-1941 и в "Молоке волчицы").
2. Начало, отсылающее читателя к истории (XVI, XIXвв "Тихий Дон" - начало XIX в "Молоко волчицы").
3. Система образов (коммунисты, женщины, центральный герой в двух произведениях обладают сходными чертами).
4. Основа романа - жизнь казачьей семьи (Мелеховы в "Тихом Доне" - Есауловы в "Молоке волчицы")…
Следующим этапом работы становится сравнение найденных общих черт и постановка провокационного вопроса: а не списал ли А.Т. Губин у М.А. Шолохова. Обычная реакция - немедленный ответ "списал". Теперь нужно еще раз перечитать эпизоды, где обнаружено сходство произведений, повторить характеристику персонажей, иногда составить сюжетную схему. Результатом работы станет осознание учениками самобытности этих произведений и появление мысли, что "похожести" этих романов возникли в связи с изображением одних и тех же событий.
Сразу следует отметить, что здесь не предусмотрен глубокий анализ произведения местного автора, выявляются только общие черты, на основании которых ведется сопоставление. Таким образом, дети начинают задумываться над общностью литературных процессов, при этом учебная нагрузка почти не увеличивается.
По похожей схеме проводится сравнение лирических произведений, разве что объем изучаемых текстов позволяет провести более глубокий анализ. При этом очень важно не допустить, чтобы разбор произведения свелся к характеристике "хуже" - "лучше". Целью здесь становится осознание важности раскрытых в произведениях тем независимо от места их создания.


Категория: Разное | Добавил: xelenna (13.04.2008)
Просмотров: 1552 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: