Каталог файлов
Главная » Файлы » Русский язык |
[ Скачать с сервера (32.3 Kb) ] | 12.02.2011, 16:01 | ||||
Тема. Обобщение
знаний о тексте. Цели занятия: 1.
Научить определять тему текста, структурные его части 2.
Научить создавать текст на предложенную тему,
подбирать к тексту заголовок 3.
Формировать навык работы с информацией, заключенной в
тексте 4.
Разграничить понятия «информация», «знания»,
«понимание» Ход урока. Учитель. Сегодня я хочу рассказать вам одну притчу. ... Задания. О чем именно говорит купцу факир? Как вы
понимаете фразу «храбрость знания»? (Выслушиваются варианты ответов учащихся). А что такое знание? (Выслушиваются варианты ответов) Предлагаю обратиться к материалам свободной энциклопедии Википедии. Зна́ние —
форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально
организовывать свою деятельность и решать
различные проблемы, возникающие в её процессе. Зна́ние
в широком смысле — субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений. Зна́ние в узком смысле — обладание проверенной информацией (ответами на вопросы) позволяющими
решить поставленную задачу. Зна́ние (предмета) — уверенное
понимание предмета, умение обращаться с ним, разбираться в нём, а также
использовать для достижения намеченных целей. Зна́ние — в теории искусственного интеллекта и экспертных систем —
совокупность информации и правил вывода (у
индивидуума, общества или системы ИИ) о мире, свойствах объектов,
закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования их для
принятия решений. Главное отличие знаний от данных состоит в их структурности и
активности, появление в базе новых фактов или установление новых связей может
стать источником изменений в принятии решений. 3на́ния фиксируются в образах и
знаках естественных и искусственных языков. Знание противоположно незнанию
(отсутствию проверенной информации
о чём-либо). Сова
знала все и даже более того. Ничем ее нельзя было удивить. Любое
открытие она принимала равнодушно и всегда говорила: О чем эта
история? Можно ли назвать
данный эпизод текстом. Ответ аргументируйте. Как
соотносятся в тексте понятия «знание» и «понимание»? Попробуйте
объяснить сове позицию мышонка. Еще раз обратимся к энциклопедии. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное,
религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в
окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно
содержит ошибки, противоречия. Научному знанию присущи логическая
обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость,
стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий. Отличительные характеристики знания все ещё являются
предметом неопределённости в философии. Согласно большинству мыслителей, для
того чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять трем
критериям:
«Знание бывает двух видов. Мы либо знаем предмет сами,
либо знаем, где можно найти о нём сведения» С. Джонсон Объясните
постановку знаков препинания. Можно
ли назвать цитату С Джонсона законченным текстом? Почему? Поясните
мысль С.Джонсона. Можно ли говорить о знании, если мы не владеем информацией о предмете, про который говорим? Скажите,
пожалуйста, в чем вы видите различия между понятиями «знание» и «информация»? Информация (от лат. informatio —
осведомление, разъяснение, изложение, от лат. informare — придавать
форму) — в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в
зависимости от контекста. В узком
смысле этого слова — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их
представления. Сведения об объектах живой или неживой природы, их свойств и
взаимном влиянии друг на друга. В настоящее
время не существует единого определения термина информация. С точки
зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим
специфическим набором признаков. Например, «информация» может трактоваться, как
совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе,
сохраняемых и распространяемых во времени и пространстве. Качество
информации — степень её соответствия потребностям потребителей. Свойства
информации являются относительными, так как зависят от потребностей потребителя
информации. Объективность информации характеризует её
независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также от методов получения.
Более объективна та информация, в которую методы получения и обработки вносят
меньший элемент субъективности. Информацию
можно считать полной, когда она содержит минимальный, но достаточный для
принятия правильного решения набор показателей. Как неполная, так и избыточная
информация снижает эффективность принимаемых на основании информации решений. Достоверность - верность информации, не
вызывающая сомнений. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная
информация может быть как объективной, так и субъективной.
В общем
случае достоверность информации достигается:
Адекватность — степень соответствия смысла
реально полученной информации и её ожидаемого содержимого .
Доступность
информации — мера возможности получить ту или иную информацию. Актуальность
информации — это степень соответствия информации текущему моменту времени. Эмоциональность — свойство информации вызывать
различные эмоции у людей. Это свойство информации используют производители
медиаинформации. Чем сильнее вызываемые эмоции, тем больше вероятности
обращения внимания и запоминания информации. Скажите,
пожалуйста, а как соотносятся понятия «информация» и «знание»? Итак, что мы ищем в текстах? А что
приобретаем в результате? Нарисуйте таблицу, которую мы
заполним на основании текста про птицу.
Текст. (Из книги Е.Н.Орлик «Тексты развивающие логику и мышление») - Отдай мне самое дорогое, и я вылечу тебя, - сказала добрая волшебница
маленькой птичке, которая лежала на пустынном морском берегу и умирала. Кровь
быстро капала из раны на ее грудке и окрашивала белый песок, унося жизнь из
маленького тела. «Самое дорогое - это, конечно, жизнь, - подумала птичка. - Но стоит ли
доброй волшебнице брать у меня жизнь, которую она сама дает мне? Добрая
волшебница, верно, шутит...» И, взглянув на нее потухающими глазами, птичка прошептала: - Хорошо, вылечи! Отдам тебе самое дорогое. Волшебница дотронулась своим жезлом
до ее ранки - ранка зажила, и птичка радостно встрепенулась, ожившая и
здоровая. - А теперь отдай мне свои крылья! - сказала волшебница. - Нет! - отвечала птичка, вздрогнув. - Нет! Ни за что! - Разве они не самое дорогое для тебя? - Потому-то я не могу отдать тебе их! - тихо прошептала птичка. -Сделай
лучше так, чтобы я умерла: лучше не жить совсем, чем жить и не летать. -Лети, -
улыбнулась волшебница, - я не хочу твоей смерти. Но помни, что_________ Дополнительное задание. Озаглавьте текст. Закончите мысль волшебницы. И перед подведением итога еще одна притча Скажите, пожалуйста, что вы вынесли из сегодняшнего нашего урока? Что понравилось? Что вызвало
сомнение или несогласие? И все-таки, что нужно нам для
понимания текста: владение знанием или умение добывать информацию… На этот
вопрос я надеюсь услышать ваш ответ на следующем занятии. | |||||
Просмотров: 920 | Загрузок: 53 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |