Пятница, 17.05.2024, 13:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Русский язык [2]
Статьи по русскому языку
Литература [1]
Статьи по литературе
Разное [1]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Елены Щербининой

Каталог статей

Главная » Статьи » Русский язык

Игра по русскому языку (5 класс)
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: " ИГРА НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА".
Название работы: Игра-путешествие "В поисках сокровища".

I. Ориентировочный этап.
Учащимся 5 класса за неделю объявляется о проведении игры-путешествия "В поисках сокровища", также сообщается, что проходить она будет в виде путешествия по игровому полю, где каждая клетка- задание. В награду победители получат найденное сокровище, а все участники-оценки.
II. Подготовительный этап.
На этом этапе выполняются следующие действия.
1. Совместно с учениками готовятся фишки-корабли. Они представляют собой разноцветные флажки на булавках. На флажке указывается номер и название корабля.
2. Учитель со старшими классами рисует маршрутную карту на ватмане.
3. Учитель готовит карточки с заданиями для игроков.
4. Формируется экспертная группа (3-4 человека) из старшеклассников или учителей-предметников, в чью обязанность входит проверка грамотного выполнения задания.
III. Проведение игры (план-конспект).
Игра-путешествие "В поисках сокровищ".
Цели и задачи игры.
1. Повторить и обобщить изученное в первом полугодии по темам: "Повторение изученного в начальной школе", "Синтаксис", "Фонетика", "Лексика", "Словообразование".
2. Развить у учащихся интерес к предмету.
3. Формировать ответственное отношение к самому себе, положительную оценку.

Ход игры.
1 этап. Распределение фишек.
Учитель. Сегодняшнюю встречу с вами мне хочется начать вот с какой истории.
Давным-давно один из величайших мудрецов нашел самую ценную вещь на свете. Боясь, что она попадет в недобрые руки, мудрец спрятал её на волшебном острове. Путь к сокровищу он хорошо защитил, но оставил людям карту-подсказку. Вот она.
(На доску вывешивается маршрутная карта)
Хочу вас предупредить: многие пытались получить сокровище, но не всем это удалось. Теперь ваша очередь отправляться в путь. Но так как основная часть дороги пролегает по воде, вам нужно получить корабли. Это легко сделать, ответив на теоретические вопросы (смотри пункт 6).
(Звучит вопрос, ученик, верно давший ответ, получает фишку и стандартный лист бумаги, на который пишет свою фамилию и переносит название корабля с фишки).

2 этап. Движение по игровому полю.
Учитель. В путь отправляется первый корабль. Прошу игрока бросить кубик и прикрепить свою фишку к карте на выпавшую цифру. Чтобы сделать следующий ход, нужно выполнить задание, оформив его на полученном листе. Когда с заданием будет покончено, покажите лист экспертной группе, чтобы получить разрешение на бросок. В случае, если вы не справитесь, вам подскажут, начислят штрафной балл и вы пропустите ход. Условия вам понятны? Тогда выполняйте задание, а в игру вступает второй участник. (Далее участники в порядке очереди бросают кубик, крепят фишки, берут задание и идут его выполнять).

3 этап. Завершение игры.
В зависимости от количества времени, отведенного на игру, закончить её можно двумя способами.
1 способ. Трое учеников дошли до финиша, получили призы. Игра прекращается, собираются листы, выполненные на них задания оцениваются, отметки идут в журнал (Время не ограничено одним-двумя уроками).
2 способ. В начале игры объявляется, что путь к сокровищу существует в реальности лишь 1 час земного времени. По истечении этого срока на листах становится та цифра, на которой ученик остановился, и после проверки листов оценки выставляются тем ученикам, которые "уплыли" дальше.

4. Дополнительные замечания.
А) Если кто-то из детей выполнил задание быстро, очередь бросать кубик его не подошла, но весь класс еще работает, такой ребенок получает право внеочередного хода.
Б) В случае нарушения участником игры порядка в классе допускается исключение проштрафившегося из игрового процесса.

5. Описание игрового поля.
Поле представляет собой лист ватмана, на котором изображены острова, проливы, течения и т.п., а также проложен маршрут. Маршрут - это пронумерованные от одного до двадцати трех силуэты лодок. Все "географические" реалии ярко раскрашены и в своих названиях содержат указания на разделы науки о языке, из которых взяты задания: "Пролив Безударной гласной", "Фонетический пролив", "Остров Буквы", "Словообразовательные рифы", "Морфемная впадина", "Остров Лексика", "Течение лексических значений", "Остров Простого предложения", "Отмели чередований", "Берег языковых задач", "Текстовые джунгли" и "Горы разборов".
(Смотри приложение).
6.Вопросы для розыгрыша фишек.

Название корабля. Теоретический вопрос
1. Смелый. Какие функции выполняет русский язык? (Средство общения, государственный язык, средство межнационального общения).
2. Испаньола. Какая наука изучает язык? (Лингвистика).
3. Беда. Что такое орфограмма? (Буква, написание которой определяется правилом).
4. Стремительный. Какие слова называются словами с омонимичными корнями? (Где корни звучат одинаково, но имеют разное значение).
5. Варяг. Перечислите единицы языка. (Предложение, слово, звук).
6. Аврора. Как называются слова с одним и тем же корнем? (Однокоренные).
7. Наутилус. Что такое текст? (Несколько предложений, объединенных по смыслу).
8. Красный. От чего зависит написание личных окончаний глаголов? (От спряжения).
9. Пегас. Что изучает синтаксис? (Строение словосочетаний и предложений).
10. Чайка. Как называется наука, изучающая правила постановки знаков препинания?(Пунктуация).
11. Летучий Голландец. Что такое словосочетание? (Это сочетание слов, связанных по смыслу, где одно слово зависит от другого).
12. Черная Каракатица. Как связываются слова в словосочетании? (По смыслу и грамматически).
13. Атлантида. Чем именные словосочетания отличаются от глагольных? (В именном главное слово - сущ.; в глагольном - глагол).
14. Титаник. Что такое эпитет? (Прилагательное, ярко, образно рисующее предмет, передающее чувство).
15. Непобедимый. Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, побудительные, вопросительные).
16. Надежда. Какие члены предложения входят в грамматическую основу? (Подлежащее и сказуемое).
17. Геркулес. Как называются члены предложения, кроме главных? (Второстепенные: дополнение, определение, обстоятельство).
18. Ермак. Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (Когда и подлежащее и сказуемое выражены именами сущ. в И.п.).
19. Сибирь. Какие члены предложения называются однородными? (Выраженные одной частью речи, отвечающие на один вопрос, относящиеся к одному члену предложения).
20. Арктика. Какое предложение называется сложным? (Имеющее две и более грамматических основ).
21. Юнона. Что такое диалог? (Беседа двух человек).
22. Авось. Что изучает фонетика? (Звуки).
23. Резвый. Что изучает графика и каллиграфия? (Буквы и их написание).
24. Москва. Как называется раздел науки о языке, изучающий правильное произношение слов? (Орфоэпия).
25. Восток. Как называется словарный состав языка? (Лексика).
26 Герой. Как называют значимые части слова? (Морфемы).

7. Карточки с заданиями.
1. Исправьте ошибки в словах (где они есть).
Вазил, скрипил бумаги, отрят, возере, пишет, шалашь, подорил, перог, отвентил, читаит, на неби, в сером кастюми.
2. Вставь букву, укажи проверочное слово (если есть).
С_сна, н_чной, голу_ка, ч_деса, сер_езная опа_ность, тр_па, в_сели облака, п_стух, пл_сать.
3. Подбери проверочное слово.
Авангардизм, аварийность, автоматический, агентура, агрессивный, адресат, академический, активист, акцентировать, алеть.
4. Расскажите правило "Безударная проверяемая гласная в корне". В случае, если не можете, возьмите задание № 1.
5. Сосчитайте, сколько раз повторен звук /б/, выпиши слова, где он есть.
Бегемот разинул рот: булку просит бегемот: "Дайте ж хоть одну на зуб".
Думаю, что он не глуп.
Перед тобой - пятерка братьев. Дома все они без платьев. А на улице зато каждый требует пальто.
6. Реши метаграмму.
С /к/ в полях меня найдете,
С /г/ романсы запоете,
С /в/ в косички заплетете.
7. Запиши алфавит, пронумеруй буквы и расшифруй пословицу.
15.1. 25.21.8.16.11. 19.20.16.18.16.15.6. 10. 3.6.19.15.1. 15.6. 12.18.1.19.15.1.
8. Найди "лишнее".
Гореть, угорать, гора.
Горе, нагорный, горевать.
Пот, потолок, потливый.
9. Просклоняй слова, выдели окончания.
Ветка, дом, ночь.
10. Разбери слова по составу.
Авторство, методист, мешковатый, встречный, всматриваться, брызгала.
11. От данного слова образуйте 5 новых, полученные слова разберите по составу.
Адрес.
12. Запиши словосочетания, чтобы стали "видны" все значения слов:
поле, сильный.
13. Распредели следующие слова по группам: антонимы, синонимы, омонимы.
Большой - громадный; наступила ночь - наступила на ногу; зеленый лук - лук Робин Гуда; добрый - злой; злой - свирепый: большой - маленький; маленький - крошечный; у деда есть коса - морская коса.
14. Выпишите словосочетания, где есть слова в переносном значении.
Железный гвоздь, ледяной взгляд, голубое море, ослепительная красота, разгулялась вьюга, копирует чертеж, мягкий снег.
15. Отгадай загадку.
На бахче у нас растет, как разрежешь – сок течет.
Свеж и сладок он на вкус, называется …
16. Установите границы предложений.
Вечерело быстро сгущались сентябрьские сумерки на высоком небе робко проступали первые звездочки деревья сливались в одну темную массу стояла тишина.
17. Расставь знаки, назови правила.
Чтение вот лучшее учение. Подул легкий ветерок с тихим шорохом пробежал по всему саду и вскоре затих. Я вам друзья открою тайны здешних мест. Налетел ветер и затрепетала листьями осинка. Алька весело крикнул мне мама отпустила.
18. Распредели слова по типу орфограмм.
Б_жать, изл_гать, р_сти, ш_пот, про_ьба, во_кресенье, бе_толковый, см_гчить, дребе_жать, прил_жение, повзр_леть, ч-рный.
19. Реши семантическую задачу.
Рыба плавает, но не мяукает, кошка мяукает, но не плавает. А для какого существа характерны все три следующих действия – жалит, шипит, откладывает яйца:
а) комар; б) змея; в) курица; г) оса; д) утконос?
20. Вопрос-шутка.
Как из столба без помощи досок сделать стол?
21. Работа с текстом.
Тучу прин_сло неожиданно быстро. Разом кон_чился лив_нь. Опять стало св_тло и на неб_ осл_пительно з_сверкало со_нце. Дышать было л_гко и радос_но. И всё сияло кругом тр_ва кусты сено. (В.В. Бианки.)
а) вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания;
б) укажите грамматические основы во всех предложениях;
в) найдите многозначное слово, укажите его значения, известные вам.
22. Выполните указанные виды разборов.
Душистый ветер( 1) путается в ветвях, с шелестом срывает (2 )засохшие листья и долго кружит их в воздухе (4).
23. Творческое задание.
8.Чтение стихотворения наизусть.

Список использованной литературы.
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., 1995.
2. Козак О.Н. Игры с карандашом и бумагой, - СПб., 2000.
3. Новикова Л.И., Грибанская Е.Э. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5 класс: Учебно-практическое пособие. – М., 2004.
4. Ожигов С.И. Словарь русского языка. – М., 1968.
5. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. – М. , 1987.
6. Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы
/Т.М. Воителева, К.А. Войлова, Н.А. Герасименко и др. – М., 1999.
7. Русский язык. Методическая газета для учителей – словесников. – № 1 - 1-15 января -2006.
8. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений.
/Сост. Ладыжинская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М., 2004.
9. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников.
/Сост. Борисковская Е.М. – М., 2003.
10. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. 250 диктантов по русскому языку для школьников.
5-9 классы. – М., 2000.
11. Упражнения и задания по русскому языку для средней и старшей школы: Учебное пособие./Сост. Ежов-Строителев В.В. – М., 2000.

Категория: Русский язык | Добавил: xelenna (13.04.2008)
Просмотров: 4230 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: