Воскресенье, 19.05.2024, 02:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Русский язык [5]
Литература [0]
Разное [3]
Полезные ссылки [1]
Информация о ресурсах сети интернет
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Елены Щербининой

Каталог файлов

Главная » Файлы » Русский язык

Текст.
[ Скачать с сервера (32.3 Kb) ] 12.02.2011, 16:01

Тема.  Обобщение знаний о тексте.

      

Цели занятия:

1.      Научить определять тему текста, структурные его части

2.      Научить создавать текст на  предложенную тему, подбирать к тексту заголовок

3.      Формировать навык работы с информацией, заключенной в тексте

4.      Разграничить понятия «информация», «знания», «понимание»

 

Ход урока.

 

Учитель. Сегодня я хочу рассказать вам одну притчу.

...

 

Задания.

О чем именно говорит купцу факир? Как вы понимаете фразу «храбрость знания»? (Выслушиваются варианты ответов учащихся).

А что такое знание?

(Выслушиваются варианты ответов)

Предлагаю обратиться к материалам  свободной энциклопедии Википедии.

Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе. Зна́ние в широком смысле — субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений. Зна́ние в узком смысле — обладание проверенной информацией (ответами на вопросы) позволяющими решить поставленную задачу. Зна́ние (предмета) — уверенное понимание предмета, умение обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей. Зна́ние — в теории искусственного интеллекта и экспертных систем — совокупность информации и правил вывода (у индивидуума, общества или системы ИИ) о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования их для принятия решений. Главное отличие знаний от данных состоит в их структурности и активности, появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником изменений в принятии решений. 3на́ния фиксируются в образах и знаках естественных и искусственных языков. Знание противоположно незнанию (отсутствию проверенной информации о чём-либо).

 Обратимся еще к одному тексту.

Сова знала все и даже более того. Ничем ее нельзя было удивить. Любое открытие она принимала равнодушно и всегда говорила:
— Все это я знала двадцать лет назад.
 И вот однажды Сова узнала, что есть в лесу мышонок, который ничего не знает.
— Вот это новость — впервые удивилась Сова. — Такого даже я не знала.
И захотелось Сове своими глазами увидеть необыкновенного мышонка. Долго она его искала. Переловила много разных мышат и наконец застала невежду мышонка возле его норки. Она хотела его схватить, но мышонок успел юркнуть в норку.
— Так это ты ничего на свете не знаешь? — спросила Сова.
— Не знаю! — ответил Мышонок.
— Но ты же знал, что Совы едят мышей?
— Не знал! — ответил Мышонок.
— Зачем же спрятался от меня?
— Чтобы ты меня не съела, — ответил Мышонок.
— Значит, ты кое-что все же знаешь! — разочарованно сказала Сова. — И не обманывай.
— Просто я кое-что понимаю! — сказал Мышонок.
— Разве так может быть?! — удивилась снова Сова.
— Можно все знать и ничего не понимать! — ответил Мышонок. И скрылся в норке.
— Все равно я тебя поймаю! — сказала Сове. — Ты мне все объяснишь, невежда.
Задание.

О чем эта история?

Можно ли назвать данный эпизод текстом. Ответ аргументируйте.

Как соотносятся в тексте понятия «знание» и «понимание»?

Попробуйте объяснить сове позицию мышонка.

Еще раз обратимся к энциклопедии.

Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.

 Итак, каковы признаки знания?

Отличительные характеристики знания все ещё являются предметом неопределённости в философии. Согласно большинству мыслителей, для того чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять трем критериям:

 Давайте проведем небольшую пунктуационную разминку. Запишите предложения.

«Знание бывает двух видов. Мы либо знаем предмет сами, либо знаем, где можно найти о нём сведения» С. Джонсон

 Задания.

Объясните постановку знаков препинания.

Можно ли назвать цитату С Джонсона законченным текстом? Почему?

Поясните мысль С.Джонсона. Можно ли говорить о знании, если мы не владеем информацией о  предмете, про который говорим?

Скажите, пожалуйста, в чем вы видите различия между понятиями «знание» и «информация»?

 Обратимся к Википедии.

Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение, от лат. informare — придавать форму) — в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Сведения об объектах живой или неживой природы, их свойств и взаимном влиянии друг на друга.

В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Например, «информация» может трактоваться, как совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохраняемых и распространяемых во времени и пространстве.

Качество информации — степень её соответствия потребностям потребителей. Свойства информации являются относительными, так как зависят от потребностей потребителя информации.

Объективность информации характеризует её независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также от методов получения. Более объективна та информация, в которую методы получения и обработки вносят меньший элемент субъективности.

Информацию можно считать полной, когда она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых на основании информации решений.

Достоверность - верность информации, не вызывающая сомнений. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной.
Причинами недостоверности могут быть:

  • преднамеренное искажение (дезинформация);
  • непреднамеренное искажение субъективного свойства;
  • искажение в результате воздействия помех;
  • ошибки фиксации информации.

В общем случае достоверность информации достигается:

  • указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются;
  • сопоставлением данных, полученных из различных источников;
  • своевременным вскрытием дезинформации;
  • исключением искажённой информации и др.

Адекватность — степень соответствия смысла реально полученной информации и её ожидаемого содержимого .
Например задан вопрос - "Сколько у человека пальцев на руке?"

  • "На руке у человека пять пальцев" - ответ достоверный и адекватный,
  • "У человека две руки" - ответ достоверный но неадекватный.

Доступность информации — мера возможности получить ту или иную информацию.

Актуальность информации — это степень соответствия информации текущему моменту времени.

Эмоциональность — свойство информации вызывать различные эмоции у людей. Это свойство информации используют производители медиаинформации. Чем сильнее вызываемые эмоции, тем больше вероятности обращения внимания и запоминания информации.

Скажите, пожалуйста, а как соотносятся понятия «информация» и «знание»?

 Предлагаю вам решить две лингвистические задачи, предложены участникам интернет-занятия.

 Конечно, мало получить информацию, нужно еще суметь ее обработать, а тут нам пригодятся знания. 

Итак, что мы ищем в текстах? А что приобретаем в результате?

Нарисуйте таблицу, которую мы заполним  на основании текста про птицу.

 

Информация, которая содержится в тексте

Знания, которые я приобрел(приобрела), познакомившись с текстом

 

 

 

Текст.

(Из книги Е.Н.Орлик «Тексты развивающие логику и мышление»)

- Отдай мне самое дорогое, и я вылечу тебя, - сказала добрая вол­шебница маленькой птичке, которая лежала на пустынном морском берегу и умирала. Кровь быстро капала из раны на ее грудке и окрашивала бе­лый песок, унося жизнь из маленького тела.

«Самое дорогое - это, конечно, жизнь, - подумала птичка. - Но сто­ит ли доброй волшебнице брать у меня жизнь, которую она сама дает мне? Добрая волшебница, верно, шутит...»

И, взглянув на нее потухающими глазами, птичка прошептала:

- Хорошо, вылечи! Отдам тебе самое дорогое.

Волшебница дотронулась своим жезлом  до ее ранки - ранка за­жила, и птичка радостно встрепенулась, ожившая и здоровая.

- А теперь отдай мне свои крылья! - сказала волшебница.

- Нет! - отвечала птичка, вздрогнув. - Нет! Ни за что!

- Разве они не самое дорогое для тебя?

- Потому-то я не могу отдать тебе их! - тихо прошептала птичка. -Сделай лучше так, чтобы я умерла: лучше не жить совсем, чем жить и не летать.

-Лети, - улыбнулась волшебница, - я не хочу твоей смерти. Но по­мни, что_________

 

Дополнительное задание.

Озаглавьте текст.

Закончите мысль волшебницы.

 

И перед подведением итога еще одна притча

 

Скажите, пожалуйста, что вы вынесли из сегодняшнего нашего урока?

Что понравилось? Что вызвало сомнение или несогласие?

И все-таки, что нужно нам для понимания текста: владение знанием или умение добывать информацию… На этот вопрос я надеюсь услышать ваш ответ на следующем занятии.

Категория: Русский язык | Добавил: Lenochka
Просмотров: 901 | Загрузок: 52 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: